СИПР

Пояснительная записка
Индивидуальная рабочая программа для обучающейся с интеллектуальными
нарушениями (СИПР, вариант 2, 12/13) составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
- Учебного плана на 2023-2024 учебный год МБОУ Торбеевской ООШ
II.Взаимоотношение ребенка в семье и школе
Родион воспитывается в полной семье, есть старшая сестра (ученица 9 класса).
Отношение к ребенку со стороны семьи доброжелательное. У мальчика имеются все
учебные предметы, необходимая форма. Психологически Родион в семье защищен,
любим, может рассчитывать на моральную поддержку мамы, сестры, папы, дедушки и
бабушки.
Взаимоотношения ребенка с учителем доброжелательные. На контакт с
незнакомыми идет, не стесняется.
Отношение к сверстникам в целом доброжелательное. Трудности в общении
представляет недостаточная сформированность всех средств языка, редкие контакты с
другими людьми помимо семьи и учителя, обусловленные особенностями физического
состояния.
III. Особенности познавательной деятельности сферы и учебной деятельности.
Развитие речи:
Недостаточная сформированности всех средств языка. Активный словарь ограничен
рамками обиходно-бытовой тематики. Голос маломодулированный, отрывистый,
своеобразный. Грамматический строй не сформирован. Связная речь требует
дальнейшего развития. Речь окружающих понимает в пределах уровня развития
интеллекта.
Особенности учебной деятельности.
Окончил 5 класс на «3, 4». У Родиона слабо развита познавательная активность. На
уроках активен по настроению, в зависимости от наличия и характера приступов в
день занятия. Легче даются уроки математики и устные предметы.
Анализ сформированности учебных навыков:
Знания, умения, навыки не соответствуют программным требованиям. Особые
трудности при самостоятельном письме и чтении.
Психолого-педагогические выводы и рекомендации:
Общий уровень развития Родиона не соответствует возрасту. Испытывает серьезные
затруднения в обучении, обусловленные особенностями нарушения внимания.

Индивидуальный учебный план.
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

Обязательная часть
1.Язык и речевая практика
2. Математика
3.Окружающий мир

4.Искуство

1.1. Речь и альтернативная
коммуникация
2.1. Математические
представления
3.1 Окружающий природный мир

2

3.2 Человек

1

3.4 Окружающий социальный мир

1

2
1

4.1 Музыка и движение

0,5

4.2 Изобразительное искусство

1

5.Физическая культура

5.1 Адаптивная Физкультура

0,5

6. Технологии
Итого

6.1 Профильный труд

1
10

Коррекционные курсы
Занятия с логопедом по
развитию различных видов
устной речи, лексика –
грамматического строя речи

3

Занятия с психологом по
развитию эмоционально –
волевой сферы, выстраиванию
различных коммуникативных
моделей, коррекции
поведенческих реакций,
повышению учебной
мотивации

3

Ритмика

2
Внеурочная деятельность

ШСК «Полярная звезда»

1

Разговоры о важном

1

Экология

1

Шахматы

3

ОК-тв

2

Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Речь и альтернативная коммуникация (68 ч.)
Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания
обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности,
интонированного лепета.
Описание возможных результатов обучения:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и
невербальными.
- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и
графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом,
взглядом,
воспроизводящими
(синтезирующими)
речь
устройствами
(персональными компьютерами и др.).
2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего
мира, личным опытом ребенка.
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях.
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация
Коммуникация
Установление контакта
- обращение по имени к собеседнику
- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: жестом (помахать рукой
из стороны в сторону), словом «Привет»
Поддержание контакта
- выражение своих желаний («Дай»)
- выражение просьбы о помощи («Помоги»)
- выражение согласия: жестом (кивок головы), словом («Да»)
- выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону),
словом («Нет»)
Завершение контакта
- прощание с собеседником: жестом (помахать рукой), словом («Пока»)
Развитие речи
Устная речь
Импрессивная речь
- понимание имен: педагогов класса, учащихся класса
- понимание названий предметов по темам:
«Семья»
«Игрушки»
«Овощи»
«Фрукты»
«Одежда»

- понимание названий действий
- понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит
и др.)
Экспрессивная речь
- употребление отдельных звуков (а, у и др.)
- употребление звукоподражаний животным
- употребление простых слов (дай и др.)
- называние своего имени

Календарно – тематическое планирование
Раздел

1

Коммуникация с
использованием
вербальных средств

Темы

Материалы и
оборудование

1 четверть (16ч)
Установление зрительного контакта с собеседником

Муляжи фруктов,
фрукты

Количество
часов
очные дистанц
ионносамосто
ятельн
ые
1

2
3
4
5

Установление контакта с собеседником
Реагирование на собственное имя
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)

1
1
1
1

6
7

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

1
1

8

10
11

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком
предложением)
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком
предложением)
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

12
13

Выражение благодарности звуком (словом, предложением)
Выражение благодарности звуком (словом, предложением)

1
1

14
15

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

1
1

9

(словом,

1

(словом,

1
1
1

16

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Коммуникация с
использованием
невербальных
средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на
вопрос.
2 четверть (16ч)
Выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с
использованием мимики
Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний;
Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием жеста
Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом;
Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом;
Обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие
(несогласие) с использованием звучащего предмета
Обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие
(несогласие) с использованием звучащего предмета
Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью с
предъявлением предметного символа
Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью с
предъявлением предметного символа
Приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного
символа
Приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного
символа
Выражение согласия (несогласия), благодарности с использованием
графического изображения
Выражение своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью
с использованием графического изображения
Ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения
Ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

изображения
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний с
использованием карточек с напечатанными словами.
3 четверть (20ч.)
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний с
использованием карточек с напечатанными словами.

16

1

1

1

1

4
5

Выражение приветствия (прощания), обращение за помощью с
использованием карточек с напечатанными словами.
Выражение приветствия (прощания), обращение за помощью с
использованием карточек с напечатанными словами.
Ответы на вопросы с использованием карточек с напечатанными словами.
Ответы на вопросы с использованием карточек с напечатанными словами.

6
7

Задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.

1
1

8

Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний
использованием таблицы букв
Приветствие (прощание), обращение за помощью с использованием таблицы
букв
Ответы на вопросы с использованием таблицы букв
Ответы на вопросы с использованием таблицы букв
Задавание вопросов с использованием таблицы букв
Задавание вопросов с использованием таблицы букв
Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.
Реагирование на собственное имя

1

Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки.)
Понимание слов, обозначающих предмет (одежда, обувь, животные)
Понимание слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты, бытовые приборы)
Понимание слов, обозначающих предмет (школьные принадлежности,

1
1
1
1
1

2
3

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Импрессивная речь

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

Экспрессивная речь

2
3

Начальные навыки
чтения и письма

продукты, транспорт)
4 четверть (16ч)
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя и др.)
Узнавание (различение) образов графем (букв)

1
1
1

4

Узнавание (различение) образов графем (букв)

1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Узнавание (различение) образов графем (букв)
Узнавание звука в слоге (слове)
Узнавание звука в слоге (слове)
Узнавание звука в слоге (слове)
Соотнесение звука с буквой
Соотнесение звука с буквой
Узнавание буквы в слоге (слове)
Узнавание буквы в слоге (слове)
Узнавание буквы в слоге (слове)
Называние буквы
Называние буквы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Повторение

Математические представления (68часа)
Цель и задачи: формирование доступных обучающимся математических
знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их
использования при решении соответствующих возрасту задач; коррекция и развитие
познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей; формирование
положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости,
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений
планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Описание возможных результатов обучения:
- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать
названный предмет, выбрав из ряда объектов;
- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты,
помещения столовой, туалетной комнаты;
- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под)
Математические представления
Количественные представления
- нахождение одинаковых объектов:
предметов
изображений
- различение множеств: один, много, пусто
Пространственные представления
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов
- составление предмета (изображения):
из 2-х частей
из 3-х частей
Представления о форме
- группировка предметов по форме
-различение предметов по форме (круг, квадрат)
- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами
Представления о величине
- группировка предметов по величине
-различение предметов по величине (большой, маленький)

Календарно – тематическое планирование
№
урок
а

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
2
3
4

Раздел

Количественные
представления.

Темы

1 четверть (16ч)
День Знаний
Нахождение одинаковых предметов

Материалы и оборудование

Количество часов
очные дистанцио
нносамостоят
ельные

Предметы

1
1

Предметы
Множества предметов
Множества предметов
Множества предметов

1
1
1
1

Множества предметов
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 четверть (15ч)
Соотнесение количества предметов с числом
Обозначение числа цифрой 1,2

Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры

1
1

Обозначение числа цифрой 3,4
Обозначение числа цифрой 5

Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры

1
1

Нахождение одинаковых предметов
Разъединение множества
Объединение предметов в единое множество
Различение множеств: «один», «много», «мало»,
«пусто»
Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)
Узнавание цифр 1,2
Узнавание цифр 1,2
Узнавание цифр 1,2,3
Узнавание цифр1,2,3
Узнавание цифр1,2,3,4
Узнавание цифр1,2,3,4
Соотнесение количества предметов с числом
Соотнесение количества предметов с числом
Соотнесение количества предметов с числом

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

1
2
3
4
5
6
7
8

Представления о
форме.

Обозначение числа цифрой 1-5
Написание цифры 1,2
Написание цифры 2,3
Написание цифры 3,4
Написание цифры 4,5
Написание цифры 1-5
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар»,
«куб»
Соотнесение формы предметов с геометрическими
телами
Узнавание (различение) геометрических фигур:
треугольник, квадрат
Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат,
прямоугольник
Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат,
круг,
3 четверть (18ч)
Узнавание (различение) геометрических фигур: круг,
точка
Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (треуголь
ник)
Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (квадрат)
Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (круг)
Штриховка геометрической фигуры
(треугольник)
Штриховка геометрической фигуры
(квадрат)
Штриховка геометрической фигуры
(прямоугольник)
Штриховка геометрической фигуры (круг)

Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
Счетный материал, цифры
геометрические тела

1
1
1
1
1
1
1

геометрические тела

1

геометрические фигуры

1

Геометрические фигуры

1

геометрические фигуры

1

геометрические фигуры

1

геометрическиетела

1

геометрическиефигуры

1

геометрические тела

1

геометрические фигуры

1

геометрические тела

1

геометрические фигуры

1

геометрические тела

1

9
10
11
12
13
14

Пространственные
представления

15
16
17
18

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Временные

Обводка геометрической фигуры по
шаблону (трафарету, контурной линии)
Построение геометрической фигуры по
точкам
Рисование геометрической фигуры
Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение
Рисование круга произвольной величины
Ориентация в пространственном расположении частей
тела на себе: вверху, низу, впереди, сзади
Определение
месторасположения
предметов
в
пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там)
Определение
месторасположения
предметов
в
пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу)
Определение
месторасположения
предметов
в
пространстве: впереди, сзади
Определение
месторасположения
предметов
в
пространстве: на, в, внутри,
4 четверть (14ч)
Перемещение в пространстве в заданном направлении:
вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ),
Ориентация на плоскости: в середине (центре), справа,
слева
Ориентация на плоскости: верхний край листа, верхняя
часть листа, верхний правый угол и т.д.
Составление предмета (изображения) из нескольких
частей
Составление ряда из предметов (изображений): слева
направо, снизу вверх, сверху вниз
Определение отношения порядка следования: первый,
последний, крайний, перед, после, за, следующий за
Определение месторасположения предметов в ряду
Узнавание (различение) частей суток

геометрические фигуры

1

геометрические тела

1

геометрические фигуры
циркуль
циркуль
Счетный материал

1
1
1
1

Счетный материал

1

Счетный материал

1

Счетный материал

1

Счетный материал

1

1
1
1
Счетный материал

1

Счетный материал

1

Счетный материал

1

Счетный материал

1

Счетный материал
Счетный материал

1
1

представления:
10
11
12
14
5

Закрепление
изученного

Узнавание (различение) дней недели
Счетный материал
Знание последовательности дней недели
Счетный материал
Соотнесение деятельности (события) с временным Счетный материал
промежутком: сейчас, потом, вчера
Различение времен года
Счетный материал
Резервные часы

1
1
1
1
5

«Окружающий природный мир» (34 часа)
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года
и соответствующих сезонных изменениях в природе,
умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
 Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
 Представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях
 Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2)
Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека.
 Интерес к объектам живой природы.
 Представления о животном и растительном мире (растения, животные.
 Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за
ними.
 Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и
др.).
 Умение различать части суток,
временем года.

дни недели,

месяцы,

их соотнесение с

Календарно – тематическое планирование
Раздел

Темы

Материалы и оборудование

Количество часов
очные

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Растительный
мир

1 четверть (16ч)
День Знаний
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)

дистанцио
нносамостоят
ельные
1

Предметные картинки

Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, Предметные картинки,
ветка, лист, цветок)
реальные предметы
Знание значения частей растения
Предметные картинки,
реальные предметы
Знание значения растений в природе и жизни человека
Предметные картинки,
реальные предметы
Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель,)
Предметные картинки,
реальные предметы
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья)
Предметные картинки,
реальные предметы
Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня)
Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев
Узнавание (различение) кустарников (крыжовник, смородина)
Муляжи овощей, картинки
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, груша,) по
внешнему виду (вкусу, запаху)
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта
Картинки с изображением
домашних животных
Знание значения фруктов в жизни человека
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь) по
Картинки с изображением
внешнему виду (вкусу, запаху)
домашних животных

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Различение съедобных и несъедобных частей овоща

15

Знание значения овощей в жизни человека

16

1
2

1
Картинки с изображением
диких животных

1

2 четверть (15 ч.)
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина) по
внешнему виду (вкусу, запаху)

1

Различение лесных и садовых ягод
Знание значения ягод в жизни человека

1

3

Картинки с изображением
диких животных

1

5

Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор) по
внешнему виду
Знание строения гриба (ножка, шляпка)

6

Различение съедобных и несъедобных грибов

7

Знание значения грибов в природе и жизни человека

8

Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений
(астра, тюльпан, роза,)

9

Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок);

1

10

Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус,
фиалка, фикус)
Знание особенностей ухода за комнатными растениями

1

4

11

14

Изображение солнца, цветные
круги

Животный мир:

Знание основных признаков животного
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, коза,
кот, собака

1
1

Изображение луны, цветные
фигуры

1
1

Карточки
«Части суток»

Знание значения комнатных растений в жизни человека

12
13

1

1
1
1

Карточки «Времена года»

1

Знание питания домашних животных
3 четверть (18 ч.)
Знание способов передвижения домашних животных

15
1

Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок,
поросенок, козленок, котенок, щенок)
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк,
медведь)
Знание строения птицы. Узнавание (различение) домашних птиц
(курица (петух), утка, гусь, индюк)
Знание особенностей внешнего вида птиц

2
3
4
5

Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей,)

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
2
3

Объекты
природы

Узнавание (различение) перелетных птиц (ласточка, грач)
Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост,); установление
связи строения тела рыбы с ее образом жизни
Знание строения насекомого
Знание строения морских обитателей
Узнавание Солнца
Знание значения солнца в жизни человека и в природе
Узнавание Луны
Знание значения луны в жизни человека и в природе
Различение земли, неба
Определение месторасположения земли и неба
Определение месторасположения объектов на земле и небе
Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни
человека
4 четверть (14 ч.)
Узнавание (различение) суши (водоема)
Узнавание леса
Знание значения леса в природе и жизни человека

1
Карточки
«Времена года»

1
1
1

Карточки
«Погодные явления»
Карточки
«Погодные явления»
Карточки
«Погодные явления»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

4
5
6
7
8
9
10

Временные
представления

Узнавание воды
Знание значения воды в природе и жизни человека
Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека
Узнавание огня
Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное)
Соблюдение правил обращения с огнем
Узнавание (различение) частей суток(утро, день, вечер, ночь)
Соотнесение частей суток с видами деятельности
Узнавание (различение) дней недели
Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности
Повторение изученного за год

11
12
13
14
Резервные часы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3

«Человек» (34 часа)
Цель: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе
самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем
окружении.
Описание возможных результатов обучения:
- представления о собственном теле
- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале
- отнесение себя к определенному полу
- умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности
- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым
- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье
рук после посещения туалета и перед едой)
- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью
взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи, умения пить из
поильника, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры
- сообщать с использование средств альтернативной коммуникации о
последовательности режимных моментов.
Человек
Самообслуживание
Прием пищи: еда вилкой
Обращение с одеждой и обувью
Раздевание
- снятие отдельных предметов одежды: свитер, футболка
- расстегивание: молнии, кнопок, пуговицы
Одевание
- застегивание: липучек, кнопок, пуговиц, молнии
- надевание предмета одежды: шапка, свитер, футболка
Туалет
- сообщение о желании сходить в туалет
- пользование туалетной бумагой
Гигиена тела
Уход за волосами
- расчесывание волос
Представление о себе
- различение частей тела: рука, нога, туловище, живот, голова, шея, волосы, уши
- различение частей лица: нос, рот, глаза, брови, зубы, язык

Календарно – тематическое планирование
№п/
п

Раздел

1

Представления о себе

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Темы

1 четверть (16ч.)
Узнавание мальчика и девочки по внешнему виду.
Различениемальчика и девочки по внешнему виду.
Идентификация себя как мальчика
Идентификация себя как мальчика
Узнаваниечастей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо),
туловище (спина, живот), руки , ноги
Узнаваниечастей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо),
туловище (спина, живот), руки , ноги
Знание назначения частей тела
Знание назначения частей тела
Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови,
нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)
Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови,
нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)
Знание назначения частей лица
Знание назначения частей лица
Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа);
Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа);
Узнавание (различение) внутренних органов человека (на
схеме тела)
Узнавание (различение) внутренних органов человека (на
схеме тела)

Материалы и оборудование

Количество часов
очные
дистан
ционно
самосто
ятельн
ые

Картинки

1

Картинки
Картинки,зеркало.фото
Картинки,зеркало.фото
Кукла, картинки, зеркало

1
1
1
1

Кукла, картинки зеркало
Кукла, картинки
Кукла, картинки
Кукла, картинки

1
1
1
1

Кукла, картинки
Кукла, картинки
Кукла, картинки
Кукла, картинки
Кукла, картинки
Кукла, картинки
Кукла, картинки

1
1
1
1
1
1
1

1
Семья.

Гигиена тела

Обращение с одеждой
и обувью.

9
0

Обращение с одеждой
и обувью

2 четверть (16ч.)
Сообщение о состоянии своего здоровья
Сообщение о состоянии своего здоровья
Узнавание членов семьи
Различение членов семьи
Узнавание (различение) детей и взрослых
Узнавание (различение) детей и взрослых
Различение вентилей с горячей и холодной водой
Различение вентилей с горячей и холодной водой
Регулирование напора струи воды
Регулирование напора струи воды
Вытирание рук полотенцем
Вытирание рук полотенцем
Вытирание лица
Вытирание лица
Расчесывание волос
Расчесывание волос
3 четверть (20ч.)
Мытье ушей
Мытье ушей
Вытирание ног
Вытирание ног
Узнавание (различение) предметов одежды
Узнавание (различение) предметов одежды
Назначение предметов одежды
Назначение предметов одежды
Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы
(молнии, заклепки)
Узнавание (различение) деталей предметов одежды

Зеркало, фотография
Фотографии членов семьи
Демонстрационный материал
Демонстрационный материал
Демонстрационный материал
Демонстрационный материал
Демонстрационный материал
Мыло, полотенце
Мыло, полотенце
Мыло, полотенце
Мыло, полотенце
Мыло, полотенце
расческа
расческа
Мыло, полотенце
Мыло, полотенце
Мыло, полотенце
Мыло, полотенце
предметы одежды
предметы одежды
предметы одежды
предметы одежды
предметы одежды
предметы одежды

Прием пищи.

Туалет.

Назначение деталей предметов одежды
Назначение деталей предметов одежды
Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги, кроссовки,
туфли, сандалии, тапки)
Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги, кроссовки,
туфли, сандалии, тапки)
Назначение видов обуви (спортивная, домашняя, выходная)
Назначение видов обуви (спортивная, домашняя, выходная)
Различение сезонной обуви (зимняя, летняя)
Различение сезонной обуви (зимняя, летняя)
Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги, кроссовки,
туфли, сандалии, тапки)
Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги,, кроссовки,
туфли, сандалии, тапки)
4 четверть (16ч.)
Назначение головных уборов
Назначение головных уборов
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных
условий
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных
условий
Сообщение о желании пить
Сообщение о желании пить
Питье через соломинку
Питье через соломинку
Питье из кружки /стакана) не разливая
Питье из кружки /стакана) не разливая
Сообщение о желании есть
Сообщение о желании есть
Сообщение о желании сходить в туалет
Сообщение о желании сходить в туалет
Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды
Надевание и снимание деталей одежды

предметы одежды
предметыодежды
предметы обуви
предметы обуви
предметы обуви
предметы обуви
предметы обуви
предметы обуви
предметы обуви
предметы обуви
головные уборы
головные убооы
предметы одежды
предметы одежды

Напиток, стакан и соломинка
Напиток, стакан и соломинка
Напиток в стакане
Напиток в стакане

«Домоводство» Профильный труд (34 часа)
Описание возможных результатов обучения:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с выполнением повседневных дел дома.
- Умение выполнять доступные бытовые виды работ:помыть посуду, уборка
игрушек, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
- Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних
вещей, продуктов,
- Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику
-Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.
2) Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
-Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф,
полка, кресло, кровать, табурет, комод).
-Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола
(тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля,
сковорода, чайник, половник, нож).
-Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, электрический чайник).
-Ориентация во дворе.
- Представления о профессиях людей, работающих в школе.
- Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел,
ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал,
ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).
-Представление о часах.
-Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).
-Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка,
спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья,
место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).
- Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация,
водоснабжение, электроснабжение).
-Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и
т.д.).

Календарно – тематическое планирование
№ п/п

1
2
3

Раздел

Покупки

4
5
6
7
8
9
10

Уборка территории

Обращение с
кухонным инвентарем

1 четверть (24ч)
Планирование покупок.
Планирование покупок.
Выбор места совершения покупок.
Ориентация в расположении отделов магазина,
кассы
Уборка бытового мусора
Уборка мусора
Подметание территории
Сгребание травы и листьев
Сгребание листьев и травы
Знакомство с кухней
Кухонная мебель
Плита. Техника безопасности
Холодильник
Посуда
Кухонные принадлежности

11
12
13
14
15
16
17
18
19

Темы

Уборка помещения

Бытовая техника
Различение кухонного инвентаря по его
назначению
Различение чистой и грязной посуды
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора

Материалы и оборудование

Количество часов
очные дистанци
занятия
онносамостоя
тель
ные
занятия

Муляж «Продукты»
Продукты
Лото «Виды магазинов»
картинки, фотографии

1

Ведро для мусора
Ведро для мусора
Метла, грабли, мешки для мусора
Метла, грабли, мешки для мусора
Метла, грабли, мешки для мусора
Обеденный стол, тряпочка

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

Обеденный стол, тряпочка
картинки, фотографии, электроприборы
картинки, фотографии, посуда
картинки, фотографии, кухонные
принадлежности
картинки, фотографии, электроприборы
картинки, фотографии, кухонный
инвентарь
посуда
принадлежности для уборки

1
1
1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Приготовление пищи

Уход за вещами

Обращение с
кухонным инвентарем

Уборка помещения

18
19
20
21
22
23
24

Приготовление пищи

Уборка остатков еды и мусора с поверхности стола
Вытирание поверхности мебели
Продукты питания
Овощи и фрукты
Напитки
2 четверть (24ч)
Различение напитков
Складывание одежды
Одежда. Складывание
Одежда. Вывешивание на «плечики»
Вывешивание одежды на «плечики»
Чистка обуви
Обувь. Чистка
Просушивание обуви
Правила поведения за столом

принадлежности для уборки
принадлежности для уборки
продукты питания
продукты питания
продукты питания

Очищение остатков еды с посуды
Очищение с посуды остатков еды
Замачивание посуды
Посуда. Замачивание
Протирание посуды губкой
Посуда. Протирание губкой
Вытирание поверхности мебели
Мытье поверхности мебели. Соблюдение
последовательности действий
Соблюдение последовательности действий при
мытье поверхности мебели
Молочные продукты
Различение молочных продуктов
Мучные изделия, готовые к употреблению
Мучные изделия - полуфабрикаты
Кондитерские изделия
Повторение

Таз, посуда, мою щее средство
Таз, посуда, мою щее средство
Таз, посуда, мою щее средство
Таз, посуда, мою щее средство
Таз, посуда, мою щее средство
Таз, посуда, мою щее средство
Тряпка, емкость с водой
Тряпка, емкость с водой

напитки
одежда
одежда
одежда
одежда
обувь
обувь
обувь

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тряпка, емкость с водой

1

продукты
продукты
продукты
продукты
продукты

1
1
1
1
1
1

1

Уход за вещами

2

Выбор моющего средства

3

Отмеривание необходимого количества моющего
средства
Замачивание белья

4
5

Застирывание белья

6

Белье. Застирывание

7
8
9
10
11
12

Обращение с
кухонным инвентарем

Протирание посуды губкой

14

Посуда. Протирание губкой

15
Уборка помещений

17
18
19
20

Полоскание белья
Белье. Полоскание
Выжимание белья
Белье. Выжимание
Замачивание посуды
Посуда. Замачивание

13

16

3 четверть (30ч)
Ручная стирка: наполнение ёмкости водой
Виды моющих средств

Покупки

Инструменты, необходимые для уборки
помещения
Сметание мусора на полу в определённое место
Заметание мусора на совок
Мусор. Заметание на совок
Ориентация в расположении отделов магазина,
кассы

таз
Стиральный порошок, хозяйственное
мыло
Стиральный порошок, хозяйственное
мыло
Стиральный порошок, хозяйственное
мыло
Стиральный порошок, хозяйственное
мыло
Стиральный порошок, хозяйственное
мыло
Стиральный порошок, хозяйственное
мыло
Таз с водой
Таз с водой
Таз с водой
Таз с водой
Таз для посуды, губка, предметы
посуды
Таз для посуды, губка, предметы
посуды
Таз для посуды, губка, предметы
посуды
Таз для посуды, губка, предметы
посуды ды,
Веник, совок, ведро для мусора
Веник, совок, ведро для мусора
Веник, совок, ведро для мусора
Веник, совок, ведро для мусора
Предметные картинки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21
22
23

Обращение с
кухонным инвентарем

24
25
26
27
28

Приготовление пищи

29
30
1
2
3
4

Уход за вещами

5

11
12

Различение кухонных принадлежностей
Кухонные принадлежности. Узнавание
Бытовые приборы
Техника безопасности при пользовании
электробытовыми приборами.
Посуда для приготовления пищи
Мясные продукты, готовые к употреблению и
требующие обработки. Способы хранения
Рыбные продукты, готовые к употреблению.
Правила хранения
4 четверть (23ч)
Крупы и бобовые
Способы обработки, правила хранения круп и
бобовых
Виды верхней одежды
Чистка верхней одежды
Верхняя одежда. Чистка

кухонные принадлежности
кухонные принадлежности
Бытовые приборы
Бытовые приборы

Различение головных уборов

7

10

Предметные картинки
Предметные картинки
кухонные принадлежности

Виды головных уборов

6

8
9

Нахождение нужного товара в магазине
Раскладывание продуктов в места хранения
Кухонные принадлежности

Уборка территории

Подметание территории
Сгребание травы и листьев
Уборка травы и листьев

Обращение с
Различение предметов посуды для сервировки
кухонным инвентарем стола
Предметы посуды для сервировки стола

посуда
продукты

1
1
1
1
1
1
1
1
1

продукты

1

продукты
продукты

1
1

Предметные картинки
Щетка, пальто
Шапка, берет, панама, косынка, платок,
чепчик
Шапка, берет, панама, косынка, платок,
чепчик
Шапка, берет, панама, косынка, платок,
чепчик
Метла
Грабли, мешки для мусора
Метла, грабли,
мешки для мусора
Набор посуды

1

Набор посуды

1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Уход за вещами

Уборка помещения

Раскладывание столовых приборов и посуды при
сервировке стола
Столовые приборы и посуда при сервировке стола
Посуда и столовые приборы при сервировке стола
Виды обуви
Различение видов обуви
Правила ухода за обувью
Обувь. Правила ухода
Последовательность действий при чистке обуви
Чистка обуви
Пылесос. Чистка поверхности
Повторение

Набор посуды

1

Набор посуды
Набор посуды
Предметные картинки
Предметные картинки
обувь
обувь
обувь
обувь
пылесос

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Окружающий социальный мир» (34 часа)
Цель: формирование коммуникативных навыков для социализации в общество,
формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и
предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в
социальной среде.
Описание возможных результатов обучения:
- адекватные манипуляции с предметами
- по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с
учебными предметами
- представление о классной комнате, столовой, туалетной комнаты и
расположенных в них предметах и объектах
формирование навыков приветствия с взрослым
Окружающий социальный мир
- узнавание предметов одежды: куртка, брюки, шапка, шарф, свитер, футболка
- узнавание предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, тапки, сандалии
- узнавание предметов мебели: стол, стул, шкаф, кровать, диван
- узнавание учебных принадлежностей: кисточка, краски, карандаши, пластилин,
бумага, ножницы, шило, коврик, доска
- узнавание предметов посуды: кружка, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля,
чайник
- узнавание предметов бытовой техники: телевизор, утюг, холодильник

Календарно – тематическое планирование
№п/
п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Раздел

Предметы и
материалы,
изготовленные
человеком.

Темы

1 четверть (16ч)
Свойства бумаги (рвется, мнется, намокает)

Свойства бумаги (рвется, мнется, намокает)
Узнавание инструментов для работы с бумагой (ножницы,
шило для бумаги, фигурный дырокол)
Различение инструментов для работы с бумагой
Свойствадерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает
тепло, когда горит)
Свойства дерева
Свойства стекла (прозрачность, хрупкость)
Свойства стекла
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан,
оконное стекло, очки и др.)
Узнавание предметов, изготовленных из стекла
Соблюдение правил безопасности при обращении с
предметами, изготовленными из стекла
Соблюдение правил безопасности при обращении с
предметами, изготовленными из стекла
Свойства резины (эластичность, непрозрачность,
водонепроницаемость)
Свойства резины
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые
перчатки, сапоги, игрушки и др.)

Материалы и оборудование

Количество часов
очные
дистанцио
нносамосто
ятельные

Бумага

Бумага
инструмент

1

1
1

инструмент
Изделия из дерева

1

Изделия из дерева
Изделия из стекла
Изделия из стекла
Изделия из стекла

1
1

1

1
1

Изделия из стекла
Демонстрационный материал

1

Демонстрационный материал

1

Изделия из резины

1

Изделия из резины
Изделия из резины

1

1
1

16
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11

12
13
14
15
16
1
2
3

Предметы быта.

Узнавание предметов, изготовленных из резины
2 четверть (16ч)
Свойства металла (прочность, твёрдость – трудно сломать,
тонет в воде)
Свойства металла
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро,
игла, кастрюля и др.)
Узнавание предметов, изготовленных из металла
Свойства ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся)
Свойства ткани
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда,
скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка
мебели и др.)
Узнавание предметов, изготовленных из ткани
Свойства пластмассы (лёгкость, хрупкость)
Свойства пластмассы
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы
(бытовые приборы, предметы посуды, игрушки,
фломастеры, контейнеры и т.д.)
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы
Узнавание электробытовых приборов: телевизор, утюг,
лампа
Узнавание (различение) электробытовых приборов:
микроволновая печь, электрический чайник, фен
Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул,
диван, шкаф
Узнавание (различение) предметов мебели
3 четверть (20ч)
Назначение предметов мебели
Назначение предметов мебели
Узнавание предметов посуды: тарелка, стакан, кружка,
ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник,
нож

Изделия из резины
Изделия из металла
Изделия из металла
Изделия из металла
Изделия из металла
Изделия из ткани
Изделия из ткани
Изделия из ткани
Изделия из ткани
Изделия из пластмассы
Изделия из пластмассы
Изделия из пластмассы
Изделия из пластмассы
электробытовые приборы

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

электробытовые приборы
электробытовые приборы

1
1

предметы мебели
Предметные картинки
Предметные картинки
Предметные картинки

1
1
1
1

Узнавание (различение) предметов посуды
Назначение предметов посуды
Назначение предметов посуды
Узнавание кухонного инвентаря: терка, разделочная доска,
дуршлаг, половник
Узнавание (различение) кухонного инвентаря
Назначение кухонного инвентаря
Назначение кухонного инвентаря
Узнавание предметов интерьера: светильник, зеркало, штора,
скатерть, ваза
Узнавание (различение) предметов интерьера

4
5
6
7
8
9
10
11
12

Назначение предметов интерьера
Узнавание светильников: люстра, бра, настольная лампа

13
14

Узнавание (различение) светильников

15

Узнавание часов: наручные, настенные
Узнавание (различение) часов

16
17

Узнавание частей часов: стрелки, циферблат
Узнавание (различение) частей часов

18
19
20
1
2
3
4
5

Квартира, дом,
двор.

Узнавание частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок,
пол)
4 четверть (15ч.)
Узнавание (различение) частей дома
Узнавание мест общего пользования в доме (чердак, подвал,
лестничная площадка, лифт)
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме
Узнавание помещений квартиры : комната (спальная,
детская, гостиная
Узнавание помещений квартиры прихожая, кухня, ванная

Предметные картинки
Предметные картинки
Предметные картинки
Предметные картинки
Предметные картинки
Предметные картинки
Предметные картинки
Предметные картинки,
Предметные картинки, предметы
интерьера
Предметные картинки
Предметные картинки,
светильники
Предметные картинки, предметы
интерьера
Предметные картинки
Предметные картинки, предметы
интерьера
Предметные картинки
Предметные картинки, предметы
интерьера
Предметные картинки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Фото зданий
Фото мест общего пользования

1

Фото мест общего пользования
Фото мест общего пользования

1

Фото мест общего пользования

1

1
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

комната, санузел, балкон
Узнавание (различение) помещений квартиры
Назначение помещений квартиры
Назначение помещений квартиры
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире:
отопление (батарея, вентиль, вода)
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире:
канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы)
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире:
водоснабжение (вода, кран, трубы(водопровод), вентиль,
раковина
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире:
электроснабжение (розетка, свет, электричество)
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире
Повторение
Повторение

Фото мест общего пользования
Фото мест общего пользования
Фото мест общего пользования
Фотобатарея, вентиль, вода

1
1
1
1

Фотовода, унитаз, сливной бачок,
трубы)
Фотовода, кран, трубы

1

Фото(розетка, свет, электричество)

1

1

Фото мест общего пользования

1
1
1

«Музыка и движение» (17 часов)
Цель: эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование
приобретенного музыкального опыта в жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- умение различать и
показывать доступные ребенку простые детские
музыкальные инструменты
- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее
- выполнение доступных ребенку движений под различный ритм музыки
Музыка и движение
- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: барабан, маракас, бубенцы,
бубен
- различение тихого и громкого звучания музыки
Игра на музыкальных инструментах
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:
барабан, маракас, бубенцы, бубен
- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:
барабан, маракас, бубенцы, бубен
- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас,
бубенцы, бубен
Движение под музыку
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: топанье,
хлопанье, прыганье, кружение, приседание
- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)
- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

Календарно – тематическое планирование
№п/
п

1

Слушание музыки

3
4
Пение

6
7
8
9
10
11
12

Материалы и оборудование

Количество часов
очные
дистанци
онносамосто
ятельные

1 четверть (15ч)
Различение тихого и громкого звучания музыки

Музыкальные произведения

1

Различение тихого и громкого звучания музыки

Музыкальные произведения

1

Определение начала и конца звучания музыки

Музыкальные произведения

1

Определение начала и конца звучания музыки

Музыкальные произведения

1

Подражание характерным звукам животных во время
звучания знакомой песни

Музыкальные произведения

Подражание характерным звукам животных во время
звучания знакомой песни

Музыкальные произведения

1

Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки

Музыкальные произведения

1

Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки

Музыкальные произведения

1

Узнавание знакомой песни

Музыкальные произведения

Узнавание знакомой песни

Музыкальные произведения

1

Выполнение движений под музыку (топанье, хлопанье)

Музыкальные произведения

1

Выполнение движений под музыку («фонарики»)

Музыкальные произведения

1

Раздел

2

5

Темы

Движение под музыку.

1

1

13
14
15

Игра на музыкальных
инструментах

1
2
3
4
5
6

Слушание музыки
Пение
Слушание музыки

7

Слушание музыки

Пение

8
9
10

Пение

11

Игра на музыкальных
инструментах
Пение

12
13
14
15

Слушание музыки
Игра на музыкальных
инструментах

Выполнение движений под музыку («пружинки»)
Выполнение движений под музыку (наклоны головы)
Повторение изученного.
2 четверть (15ч)
Звуки природы (голоса птиц)
«Что у нас в корзине?» муз. Е. Теличеевой
«Лягушка» муз. Т. Попатенко
«Танец Феи Драже» муз. П. Чайковского
Звуки природы (голоса зверей)
«Лиса» Т. Попатенко
«Танец Фея Серебра»
П. Чайковского
Звуки природы
«Зарядка» муз. Е. Тиличеевой
«Волк» Т. Попатенко
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю?»
«Наша песенка простая» муз. А. Александрова
«Медведь» Т. Попатенко
«Зима» муз. М. Красева
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю?»

Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения,
музыкальные инструменты

1

Запись звуков
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Запись звуков
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения

1

Запись звуков
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения,
музыкальные инструменты
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения,
музыкальные инструменты

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2

3 четверть (18ч)
«Новогодняя» муз. А. Филиппенко
«Приглашение» русская народная мелодия

Музыкальные произведения
Музыкальные произведения

1
1

3

«Приглашение» русская народная мелодия

Музыкальные произведения

1

Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму»

Музыкальные произведения,
музыкальные инструменты
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения

1

4
5
6

«Цыплята» муз. А. Филиппенко
«Котя-котенька-коток» русская народная песня

1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

«Паровоз» муз. Компанейца
«Тень-тень» русская народная песня…
«Скок-скок» русская народная песня
«Комическая пляска» муз. М. Раухвергера
Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму»
«Птенчики» муз. Н. Ветлугиной
«Песенка друзей» муз. В. Герчик
Музыкально-ритмические упражнения
«Весёлые музыканты» (игры на музыкальных
инструментах)
«Чей домик» муз. Е. Тиличеевой
«Родина» муз. Г. Гладкова
«Весёлые музыканты» (игры на музыкальных
инструментах)
4 четверть (12ч)
«Колыбельная» муз. В. Моцарта
«Антошка» муз. В. Шаинского
Игра-хоровод: «Грушка»
Игра на народных инструментах: трещотки, ложки,
барабаны, металлофон
«Кавалерийская» муз. Д. Кабалевского
«Песенка о весне» муз. Г. Фрида
«Кисель» русская народная песня
Игра-хоровод: «Ходит Ваня»
«Подснежник»
муз. П. Чайковского
«В хороводе были мы» русская народная песня
Игра-хоровод: «Колпачок»
«Здравствуй, лето!»

Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения,
музыкальные инструменты
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения,
музыкальные инструменты
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения,
музыкальные инструменты
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения,
инструменты
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Изобразительная деятельность» (34 часа)
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными
средствами.
Описание возможных результатов:
• развитие интереса к изобразительной деятельности,
• умение пользоваться инструментами,
• умение работать с различными материалами,
• умение изображать (изготавливать) фрукты, овощи
Календарно – тематическое планирование
№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Раздел

Лепка

Аппликация

Темы

Материалы и оборудование

Количество часов
очные
дистанци
онносамосто
ятельные

1четверть (24ч)
Аппликация из пластилина. Фрукты.
Аппликация из пластилина. Фрукты.
Аппликация из пластилина. Фрукты.
Аппликация из пластилина. Цыпленок.
Аппликация из пластилина. Лестница.
Аппликация из пластилина. Улитка.
Аппликация из пластилина. Змейка.
Катание шарика на доске (в руках). Гусеница.
Катание шарика на доске (в руках). Гусеница.
Катание шарика на доске (в руках). Божья коровка.
Разные виды бумаги.

Пластилин, основа аппликации
Пластилин, основа аппликации
Пластилин, основа аппликации
Пластилин, основа аппликации
Пластилин, основа аппликации
Пластилин, основа аппликации
Пластилин, основа аппликации
Пластилин
Пластилин
Пластилин
Листы бумаги, картон, салфетка

1

Разные виды бумаги.

Листы бумаги, картон, салфетка

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20

Рисование

21
22
23
24
1
2
3
4
5
6
7
8

Рисование

Инструменты и приспособления, используемые для
изготовления аппликации.
Инструменты и приспособления, используемые для
изготовления аппликации.
Сминание бумаги. Аппликация из мятой бумаги
«Солнце»
Сминание бумаги. Аппликация из мятой бумаги
«Одуванчик»
Сминание бумаги. Аппликация из мятой бумаги
«Цыпленок»
Сминание бумаги. Аппликация из мятой бумаги
«Овечка»
Сминание бумаги. Аппликация из мятой бумаги
«Гриб»
Материалы и инструменты, используемые для
рисования.
Материалы и инструменты, используемые для
рисования.
Работа с трафаретами. Листья.
Работа с трафаретами. Фрукты.
Работа с трафаретами. Штриховка
2четверть (24ч)
Получение цвета краски путем смешивания красок
других цветов.
Получение цвета краски путем смешивания красок
других цветов.
Получение цвета краски путем смешивания красок
других цветов.
Рисование линий. Дом.
Рисование линий. Дом.
Рисование линий. Дерево.
Соединение точек.
Соединение точек.

Листы цветной бумаги, ножницы, клей

1

Листы цветной бумаги, ножницы, клей
Бумага, клей

1
1

Бумага, клей
Бумага, клей

1
1

Бумага, клей

1

Бумага, клей

1

Альбом, карандаши, краски, кисточка

1

Альбом, карандаши, краски, кисточка

1

Карандаш, трафарет
Карандаш, трафарет
Карандаш, трафарет

1
1
1

Краски, кисточка, альбом

1

Краски, кисточка, альбом

1

Краски, кисточка, альбом

1

Краски, кисточка, альбом
Краски, кисточка, альбом
Краски, кисточка, альбом
Краски, кисточка, альбом
Краски, кисточка, альбом

1
1
1
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16

Лепка

Аппликация

17
18
19
20
21
22
23
24
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Рисование

Лепка

Соединение точек.
Получение формы путем выдавливания формочкой.
Получение формы путем выдавливания формочкой.
Получение формы путем выдавливания формочкой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой.
Отрывание бумаги заданной формы. Рваная
аппликация
Рваная аппликация «Дерево»
Рваная аппликация «Гриб»
Рваная аппликация «Ежик»
Рваная аппликация «Котик»
Сгибание листа бумаги. Оригами. Рыбка.
Оригами. Рыбка.
Оригами. Цветок.
Оригами.. Самолет.
3 четверть (31ч)
Рисование геометрической фигуры.
Узоры из геометрических фигур.
Узоры из геометрических фигур.
Рисование геометрической фигуры.
Узоры из геометрических фигур.
Узоры из геометрических фигур.
Закрашивание внутри контура. Елочная игрушка.
Закрашивание внутри контура. Елочная игрушка.
Закрашивание внутри контура. Петух.
Рисование контура предмета по образцу. Шапка.
Рисование контура предмета по образцу. Шапка.
Рисование контура предмета по образцу. Горка.
Сгибание колбаски в кольцо. Колечко.
Сгибание колбаски в кольцо. Ключ.
Сгибание колбаски в кольцо. Крендель.

Краски, кисточка, альбом
Пластилин, формочка для пластилина
Пластилин, формочка для пластилина
Пластилин, формочка для пластилина
Пластилин, шаблон, стека
Пластилин, шаблон, стека
Пластилин, шаблон, стека
Цветная бумага
Цветная бумага
Цветная бумага
Цветная бумага
Цветная бумага
Белая бумага
Белая бумага
Белая бумага
Белая бумага
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Карандаши, альбом, шаблон фигур
Пластилин
Пластилин
Пластилин

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18
19
20
21
22
24
25
26

Аппликация

27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Рисование

Переплетение: плетение из2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Проделывание отверстия в детали. Яблоко с веточкой
и листочком.
Проделывание отверстия в детали. Черешня.
Проделывание отверстия в детали. Груша.
Защипывание краевдетали. Тарелочка.
Защипывание краев детали. Кружка.
Защипывание краев детали. Грибок.
Скручивание листа бумаги. Объемная аппликация
«Дерево»
Скручивание листа бумаги. Объемная аппликация
«Дерево»
Скручивание листа бумаги. Объемная аппликация
«Улитка»
Разрезание бумаги ножницами.
Разрезание бумаги ножницами.
Вырезание по контуру.
4 четверть (22ч)
Вырезание по контуру.
Формирование умения дорисовывать предмет
Формирование умения дорисовывать предмет
Формирование умения дорисовывать предмет
Формирование умения рисовать элементы орнамента
Формирование умения рисовать элементы орнамента
Формирование умения рисовать элементы орнамента
Формирование умения дополнять сюжетный рисунок
Формирование умения дополнять сюжетный рисунок
Формирование умения дополнять сюжетный рисунок
Формирование умения располагать объекты на
поверхности листа
Формирование умения располагать объекты на

Пластилин
Пластилин
Пластилин
Пластилин
Пластилин
Пластилин
Пластилин
Пластилин
Пластилин
Бумага, клей

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Бумага, клей
Бумага, клей

1
1

Бумага, ножницы
Бумага, ножницы
Бумага, ножницы

1
1
1

Бумага, ножницы
Карандаши, часть рисунка
Карандаши, часть рисунка
Карандаши, часть рисунка
Карандаши, часть рисунка
Карандаши, часть рисунка
Карандаши, часть рисунка
Карандаши, часть рисунка
Карандаши, часть рисунка
Карандаши, часть рисунка
Карандаши, часть рисунка

1
1
1
1
1
1

Карандаши, часть рисунка

1

1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Лепка

Аппликация

поверхности листа
Формирование умения располагать объекты на
поверхности листа
Соединение деталей прижатием. Уточка.
Соединение деталей прижатием. Поросенок.
Соединение деталей прижатием. Гусь.
Лепка предмета из нескольких частей. Кошка.
Лепка предмета из нескольких частей. Медвежонок.
Лепка предмета из нескольких частей. Заяц.
Сборка изображения из нескольких деталей.
Конструирование объекта из бумаги.
Конструирование объекта из бумаги.

Карандаши, часть рисунка
Детали поделки из пластилина
Детали поделки из пластилина
Детали поделки из пластилина
Детали поделки из пластилина
Детали поделки из пластилина
Детали поделки из пластилина
Детали аппликации, клей, основа
Детали аппликации, клей, основа
Детали аппликации, клей, основа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Адаптивная физкультура»
(17 часов)
Цель:повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Описание возможных результатов:
• формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;
• формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого;
• формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

1
2

3
4
5
6
7
8
9

Раздел

Общеразвивающие и
корригирующие
упражнения

Темы

Материалы и
оборудование

Количество часов
очные
дистанцио
нносамостояте
льные

1четверть (24ч)
День Знаний
Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)
Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос)
Одновременное сгибание (разгибание) пальцев
Поочередное сгибание (разгибание) пальцев
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке.
Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой руки
поочередно
Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным
разгибанием на другой руке
Круговые движения кистью

1
1

1
1
1
1
1
1
1

11

Сгибание фаланг пальцев
Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

1
1

12

Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз)

1

13

Движения головой: наклоны вперед
(назад, в стороны), повороты, круговые движения

1

14

Наклоны туловища вперед, в стороны, назад.

1

10

Повороты туловища вправо (влево)
Круговые движения прямыми руками вперед (назад)

15
16
17

Броски, ловля,
метание, передача
предметов и перенос
груза

18
19
20
21
22
23
24
1

Общеразвивающие и
корригирующие
упражнения

1
1

Броски среднего мяча двумя руками вверх, о пол, о стену

Мяч

1

Броски маленького мяча двумя руками
Броски маленькогомяча одной рукойвверх, о пол, о стену

Мяч
Мяч

1
1

Броски мяча на дальность
Броски мяча на дальность
Метание мяча в цель
Метание мяча в цель
Метание в цель
2четверть (23ч)
Упражнения на закрепление правильного физиологического дыхания.

Мяч
Мяч
Мяч
Мяч
Мяч

1
1
1
1
1
1

2

Обучение короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи),
спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3

Упражнения на формирование правильной осанки.

1

4
5

Обучение поворотам направо, налево по образцу, данному учителем.
Совершенствование навыка обычной ходьбы, ходьбы на носках, на

1
1

1

6
7

Броски, ловля,
метание, передача
предметов и перенос
груза

8
9
10
11
12
13
14

Броски, ловля,
метание, передача
предметов и перенос
груза

15
16
17
18
19

20
21

Общеразвивающие и
корригирующие
упражнения

пятках.
Обучение ходьбе, переступая на месте.
Ходьба с перешагиванием через предметы, с предметами в руках,
«змейкой»

1
1

Предметыпрепятствия

Ходьба с перешагиванием через предметы, с предметами в руках,
«змейкой»
Упражнения на отработку умения ходить по кругу (по сигналу).
Обучение бегу
Упражнения в разнообразных видах бега со сменой ведущего (по
ориентирам или за учителем).
Прыжки на двух ногах, ноги вместе — ноги врозь, с хлопками над
головой
Прыжки с продвижением вперед
Прокатывание мяча двумя руками друг другу; бросание и ловля мяча
(2-3 раза), друг другу, вверх

Предметыпрепятствия

Прокатывание мяча двумя руками друг другу; бросание и ловля мяча
(2-3 раза), друг другу, вверх
Отбивание мяча от пола, метание мячей малого размера в
вертикальную и горизонтальную цель
Игровые упражнения с набивными (сенсорными) мячами
Прокатывание мячей по полу в цель.
Ползание на четвереньках по прямой линии, в разных направлениях
между предметами

Мяч

1

Мяч

1

Мяч
Мяч
Коврик с
препятствиями

1
1
1

Развитие умений ползать на четвереньках по дорожке с последующим
перелезанием через препятствия
Упражнения на коврике со следочками (движение на четвереньках по
следочкам от рук и цыпочек)

Коврик с
препятствиями
Коврик

1
1
1
1
1
1

Мяч

1

1
1

22
23

Упражнения на коврике со следочками

Коврик

2

3четверть (28ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Упражнения на координацию движений рук и ног в положении лежа
Упражнения на координацию движений рук и ног в положении лежа
Скольжение с помощью учителя и самостоятельно по «ледяным»
дорожкам
Скольжение с помощью учителя и самостоятельно по «ледяным»
дорожкам
Передвижение на лыжах по лыжне скользящим шагом
Передвижение на лыжах по лыжне скользящим шагом
Выполнение поворотов на месте (направо и налево) переступанием
Выполнение поворотов на месте (направо и налево) переступанием
Упражнения на закрепление правильного физиологического
(диафрагмальнореберного) дыхания.
Обучение учащихся короткому и бесшум-ному вдоху (не поднимая
плечи), спокой-ному и плавному выдоху (не надувая щеки)
Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения на формирование правильной осанки.
Обучение поворотам направо, налево, кругом, по образцу, данному
учителем
Обучение поворотам направо, налево, кругом, по образцу, данному
учителем
Обучение поворотам направо, налево, кругом самостоятельно
Обучение поворотам направо, налево, кругом самостоятельно
Закрепление и совершенствование навыка обычной ходьбы, ходьбы на
носках, на пятках.
Закрепление и совершенствование навыка обычной ходьбы, ходьбы на
носках, на пятках.
Закрепление и совершенствование навыка ходьбы в полуприсяде, с
поворотами
Закрепление и совершенствование навыка ходьбы в полуприсяде, с

1
1
1
1
Лыжи
Лыжи
Лыжи
Лыжи

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

поворотами
Обучение ходьбе с заданиями, ходьбе на месте
Обучение ходьбе с заданиями, ходьбе на месте
Ходьба с перешагиванием через предметы

21
22
23

Ходьба с перешагиванием через предметы

24
25
26
27
28
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12

Броски, ловля,
метание, передача
предметов и перенос
груза

Ходьба по дорожкам с изменением темпа движения (быстро,
медленно) по словесной инструкции учителя.
Бег змейкой между предметами в медленном и среднем темпе, бег на
носках.
Бег змейкой между предметами в медленном и среднем темпе, бег на
носках.
Обучение прыжкам
4 четверть (21ч.)
Обучение прыжкам
Прыжки на двух ногах, ноги вместе — ноги врозь, с хлопками над
головой, за спиной
Прыжки на двух, ноги вместе — ноги врозь, с хлопками над головой,
за спиной
Прыжки с продвижением вперед
Прыжки с продвижением вперед
Прокатывание мяча двумя руками друг другу; бросание и ловля мяча
(2-3 раза), бросание мяча друг другу, вверх
Прокатывание мяча двумя руками друг другу; бросание и ловля мяча
(2-3 раза), бросание мяча друг другу, вверх
Прокатывание мяча правой и левом ногой в заданном направлении.
Прокатывание мяча правой и левом ногой в заданном направлении.
Закатывание мяча ногой в лунку, ворота
Закатывание мяча ногой в лунку, ворота
Упражнения в ловле мяча, посланного в ворота, руками

1
1
Предметыпрепятствия
Предметыпрепятствия

1
1
1

Предметыпрепятствия
Предметыпрепятствия

1
1
1
1
1
1

Мяч

1
1
1

Мяч

1

Мяч
Мяч
Мяч
Мяч
Мяч

1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21

Общеразвивающие и
корригирующие
упражнения

Упражнения в ловле мяча, посланного в ворота, руками
Лазание по гимнастической лестнице.

Мяч
Гимнастическая
лестница

Лазание по гимнастической лестнице.

Гимнастическая
лестница
Самокат
Самокат

Обучение катанию на самокате
Обучение катанию на самокате
Босохождение по соляным дорожкам и другие закаливающие
процедуры.
Босохождение по соляным дорожкам и другие закаливающие
процедуры.
Закаливающие процедуры
Закаливающие процедуры

1
1

1
1
1
1
1
1
1

Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение
конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных
представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
путем организации проведения различных мероприятий.

Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности
родителей (законных
представителей) об
особенностях развития и
специфических образовательных
потребностях ребенка

индивидуальные консультации
родителей (законных
представителей) со
специалистами ( по запросу
родителей)

обеспечение участия семьи
(законных представителей) в
разработке и реализации СИПР

участие родителей (законных
представителей) в разработке
СИПР;
посещение родителями
уроков/занятий;
консультирование родителей
(законных представителей) по
вопросам обучения ребенка.

организация регулярного обмена личные беседы;
информацией о ребенке, о ходе
присутствие родителей
реализации СИПР и результатах
(законных представителей) на
ее освоения
занятиях и обсуждение

Отчет о
проведении

результатов.
организация участия родителей
(законных представителей) во
внеурочных мероприятиях

привлечение родителей
(законных представителей) к
планированию, разработке и
реализации мероприятий:
«1 сентября – День Знаний»
«Новогодний праздник»
«Последний учебный день»

Индивидуальный мониторинг освоения программы 6 класса

Предметные области и предметы

1.

Оценка
результативност
и освоения
СИПР
Начало
I
II
года

1. Язык и речевая практика
1.Речь и альтернативная коммуникация

2

Коммуникация с использованием вербальных
средств:
Установление
зрительного
контакта
с
собеседником
Установление контакта с собеседником

3

Реагирование на собственное имя

4

6

Приветствие
собеседника
звуком
(словом,
предложением)
Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением)
Выражение своих желаний звуком

о

о

7

Выражение согласия(несогласия) звуком

о

о

8

Выражение благодарности звуком (словом,
предложением)
Прощание с собеседником звуком (словом,
предложением)
Коммуникация
с
использованием
невербальных средств:
Указание взглядом на объект при выражении
своих желаний, ответе на вопрос выражение
мимикой согласия (несогласия), приветствие
(прощание) с использованием мимики
Выражение жестом согласия (несогласия),
благодарности, своих желаний;
приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы с использованием жеста
Привлечение внимания, выражение благодарности
звучащим предметом; обращение за помощью,
ответы на вопросы, предполагающие согласие
(несогласие)
с использованием звучащего
предмета
Выражение своих желаний (благодарности),
обращение за помощью, приветствие (прощание),

1

5

9

10

11

12

13

14

15

ответы на вопросы с предъявлением предметного
символа
Выражение согласия (несогласия), благодарности,
своих
желаний,
приветствие
(прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание
вопросов
с
использованием
графического изображения
Выражение согласия (несогласия), благодарности,
своих
желаний,
приветствие
(прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием карточек с
напечатанными словами
Выражение согласия (несогласия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием таблицы
букв
Импрессивная речь:

о

о

о

о

о

о

Понимание простых по звуковому составу слов

п

п

Узнавание имен членов семьи

у

у

-понимание слова, обозначающего предмет

нву

п

-понимание слова, обозначающего действие

о

п

-называние отдельных звуков, звукоподражаний

о

о

-называние простых по звуковому составу слов

о

о

Экспрессивная речь:

Начальные навыки чтения и письма:
Узнавание (различение) образов графем (букв)
Узнавание звука в слоге (слове)
Соотнесение звука с буквой
Узнавание буквы в слоге (слове)
Называние буквы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».