Учебный план основного общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торбеевская основная общеобразовательная школа
Первомайского района

Учебный план основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
в МБОУ Торбеевской ООШ,
реализующей обновленный ФГОС основного
общего образования

д. Крутоложное
2023-2024 год

Пояснительная записка
к учебному плану на 2023-2024 учебный год, реализующему
обновленный ФГОС основного общего образования
В 2023-2024 учебном году разработка основной образовательной программы
основного общего образования (далее — ООП ООО) осуществляется в соответствии со
следующими основными федеральными нормативными и методическими документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568, от
08.11.2022 N 955).
3.
Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования» (на данный
момент находится в работе новый проект ФОП ООО, включающий изменения в
содержательной части).
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные
правила...»).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
7.
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
8.
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установления предельного срока использования
исключенных учебников».
9.
Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
10. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации,
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об
утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других
организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69822).
12. Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных
основных общеобразовательных программ»).
13. Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении
информации» (вместе с «Информацией о введении федеральных основных
общеобразовательных программ»).
14. Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о
введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
и основного общего образования»).
15. Письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 № ТВ-1517/03 «О направлении
информации» (вместе с «Ответами на наиболее частые вопросы, возникающие на
региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации при
введении обновленных ФГОС НОО и ООО»).
16. Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням
общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в
федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, подготовленные
Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный
институт
педагогических
измерений»
и
размещенные
на
сайте
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko.
Срок обучения по ООП ООО составляет не более пяти лет.
Все планы, являющиеся частью ООП образовательной организации и представленные
в организационном разделе, могут корректироваться в течение учебного года в связи с
происходящими в работе образовательной организации изменениями: организационными,
кадровыми, финансовыми и т. п. Все вносимые изменения рассматриваются
уполномоченным органом образовательной организации (в соответствии с её Уставом) и
утверждаются приказами руководителя образовательной организации.

11.

Реализация обновленного ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения
России от 31 мая 2021 г. № 287, в общеобразовательных организациях Томской области с
1 сентября 2023 г. осуществляется с 5 по 9 классы (Распоряжение ДОО ТО от 26.01.2023 г
№ 117-р).
Согласно ч.6.3. ст.6 273-ФЗ, при разработке основной общеобразовательной
программы общеобразовательные организации предусматривают непосредственное
применение при реализации обязательной части образовательной программы основного
общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский
язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы
безопасности жизнедеятельности».
Общеобразовательная организация, руководствуясь 273-ФЗ, имеет возможность:
1)
при
разработке
образовательной
программы
предусмотреть
перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на
изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая
аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию
углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение (ч. 6.2
ст.12 ФЗ). При этом содержание и планируемые результаты по учебным предметам, за
счет которых произошло перераспределение, должны быть не ниже соответствующих

содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных
программ (возможно, за счет переноса отдельных модулей учебного предмета во
внеурочную деятельность, о чем должно быть прямое указание в рабочей программе
учебного предмета);
2)
вправе непосредственно применять при реализации основных
общеобразовательных
программ
федеральные
основные
общеобразовательные
программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или)
федерального календарного учебного графика, и (или) федеральные рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), не входящие в перечень ч.6.3. ст. 273ФЗ. В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не
разрабатывается (ч. 6.4 ст.12 ФЗ);
3)
реализовывать
основные
общеобразовательные
программы
как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ч. 3 ст.13);
4)
использовать различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ч. 2 ст.13);
5)
определять содержание образования, осуществлять выбор образовательных
технологий, а также выбор учебно-методического обеспечения, если иное не установлено
Федеральным законом (ст.28);
6)
применять форму организации образовательной деятельности, основанную
на модульном принципе представления содержания образовательной программы и
построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных
технологий (ч. 3 ст.13);
З)
использовать
ресурсы
нескольких
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости ресурсы иных организаций (научных организаций, медицинских организаций,
организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих
ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по
соответствующей образовательной программе) в сетевой форме (ч. 1 ст. 15);
4)
разрабатывать разные учебные планы в отношении различных классов, в
том числе в одной параллели;
5)
разрабатывать индивидуальные учебные планы и распределять объем
нагрузки в зависимости от продолжительности обучения, числа учебных недель в году.
МБОУ Торбеевская ООШ предоставляет не менее одного учебника и (или)
учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего образования,
необходимого для освоения программы основного общего образования, на каждого
обучающегося по учебным предметам: русский язык, математика, физика, химия,
биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки,
информатика, а также не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной и
(или) электронной форме, необходимого для освоения программы основного общего
образования, на каждого обучающегося по иным учебным предметам (дисциплинам,
курсам), входящим как в обязательную часть учебного плана указанной программы, так и
в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
В МБОУ Торбеевской ОШ проведены организационные мероприятия по
формированию учебного плана общеобразовательной организации, которые включали в
себя: анализ и оценку ресурсного обеспечения общеобразовательной организации
(наличия квалифицированных кадров, материально-технической базы, учебнометодического обеспечения); учет запроса обучающихся и их родителей (законных
представителей) на получение углубленного образования по отдельным предметам или
обучения по индивидуальным учебным планам; запрос на изучение родного языка (чтения

на родном языке), выбор родителей/законных представителей курсов ОДНКНР и курсов
внеурочной деятельности.
В учебном плане предусмотрено изучение учебных предметов «Математика»,
«История», на углубленном уровне за счет добавления учебных часов, из части
федерального учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34
недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058
академических часов и более 5848 академических часов. Максимальное число часов в
неделю в 5, 6 и 7 классах при 5-дневной учебной неделе и 34 учебных неделях составляет
29, 30 и 32 часа соответственно. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах
при 5-дневной учебной неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа
соответственно. Максимальное число часов в неделю в 8 классе составляет 33 часа. При 6дневной учебной неделе 9 классе - 36 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность урока в основной школе составляет 40 минут. Во время занятий
необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
В целом количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных
предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не может превышать установленную СанПиН
12.3685-21 нагрузку.
Также при определении аудиторной нагрузки обучающихся общеобразовательных
организаций в недельном учебном плане учитывались следующие рекомендации
Министерства просвещения РФ (письмо Минпросвещения России от 17.12.2021 N03-2161
«О направлении методических рекомендаций (вместе с Основными требованиями и
рекомендациями к составлению расписания для обучающихся начального общего
образования, Основными требованиями и рекомендациями к составлению расписания для
обучающихся основного общего и среднего общего образования)»:
Класс
Показатель
5
6
7
8
9
Смена
Только 1-я
Только 1-я
обучения
смена
смена
Максимально
допустимая
аудиторная
недельная
нагрузка
(в 32
33
35
36
36
академических
часах) при 6ти
дневной
неделе
Максимально
допустимая
аудиторная
недельная
нагрузка
(в 29
30
32
33
33
академических
часах) при 5ти
дневной
неделе

Максимально
допустимый
недельный
объем
нагрузки
10
10
10
внеурочной
деятельности
(в
академических
часах)
Объем
максимально
допустимой
аудиторной
не более 6 не более 6
не более 7 не более 7 не более 7
нагрузки
в уроков
уроков
уроков
уроков
уроков
течение дня (в
академических
часах)
Общий объем
нагрузки
в
не более б не более б
не более 7 не более 7 не более 7
течение дня (в
уроков
уроков
уроков
уроков
уроков
академических
часах)
Дневное
основные
основные
основные
основные
основные
расписание
предметы
предметы
предметы
предметы
предметы
уроков
проводятся проводятся
проводятся проводятся проводятся
(трудность
на 2, З, 4 на 2, З, 4
на 2, З, 4 на 2, 3,4 на 2, З, 4
предметов)
уроках
уроках
уроках
уроках
уроках
С 5 по 9 класс обучение проходит в 1-ю смену.
В СанПиН 12.3685-21 (таблица 6.6) также определены требования к
продолжительности перемен, недельному объему внеурочной деятельности, количеству
видов учебной деятельности на учебном занятии, продолжительности одного вида
учебной деятельности на занятии и плотности урока. Чередование периодов учебного
времени и каникул (продолжительность каникул должна составлять не менее 7
календарных дней).
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5 часа для 6-8
классов, 3,5 часа - для 9 класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объёма домашнего задания учеников каждого класса по всем
предметам в соответствии с санитарными нормами.
Разработка учебного плана, календарного учебного графика, плана внеурочной
деятельности осуществляется в соответствии с ФГОС и ФОП ООО.
Объем обязательной части образовательной программы основного общего
образования должен составлять 7094.

Вариант 1
Для 5-8 классов
Федеральный недельный учебный план основного общего образования для 5-дневной
учебной недели
Предметные области

Учебные предметы классы

Количество часов в неделю
V

VI

VII

VIII

Русский язык

5

6

4

3

Литература

3

3

2

2

3

3

Алгебра

3

3

Геометрия

2

2

Вероятность и статистика

1

1

Информатика

1

1

2

2

2

1

1

1

1

2

2

2

2

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Родная литература
Иностранные языки

Иностранный язык

3

3

Математика и
информатика

Математика

5

5

Общественнонаучные предметы

История
Обществознание
География

Естественнонаучные
предметы

2

1

Физика
Химия

2

Биология

1

1

Основы духовнонравственной
культуры народов
России

Основы духовно-нравственной
культуры народов России

1

1

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

Музыка

1

1

1

1

Технология

Технология

2

2

2

1

Физическая культура
и основы
безопасности

Физическая культура

2

2

2

2

Основы безопасности
жизнедеятельности

1

2

1

Всего

Итого

27

29

30

31

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений

2

1

2

2

Физическая культура

1

1

1

1

Математика

1

1

1

Учебные недели

34

34

34

Всего часов

986

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами

29

34

1020 1088 1122
30

32

33

Вариант 2
для 9 класса
Федеральный недельный учебный план основного общего образования для 6-дневной
учебной недели
Предметные области

Учебные предметы классы

Количество часов
в неделю
IX

Всего

Русский язык

3

3

Литература

3

3

Иностранные языки

Иностранный язык

3

3

Математика и информатика

Математика
Алгебра

3

3

Геометрия

2

2

Вероятность и статистика

1

1

Информатика

1

1

История

2

2

Обществознание

1

1

География

2

2

Физика

3

3

Химия

2

2

Биология

2

2

Обязательная часть
Русский язык и литература

Общественно-научные
предметы

Естественнонаучные
предметы

Основы духовнонравственной культуры
народов России

Основы духовно-нравственной
культуры народов России

Искусство

Изобразительное искусство
Музыка

Технология

Технология

1

1

Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

Основы безопасности
жизнедеятельности

1

1

Физическая культура

3

3

33

33

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3

3

0,5

0,5

Русский язык

1

1

Математика

1

1

География Томской области

0,5

0,5

Учебные недели

34

34

1224

1224

36

36

История

Всего часов
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 6-дневной неделе)
в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами

Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений обеспечивает
образовательные потребности обучающихся, в том числе в углубленном изучении
отдельных предметов, предметных областей, в изучении учебных курсов этнокультурной
направленности.
Время, отводимое на часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений использовано на:
— увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части «Математика», «Русский язык», «История».
— обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных
отношений, в том числе этнокультурные «География Томской области».
В учебном плане основного общего образования
предусмотрен третий час
физкультуры для увеличения двигательной активности, развития физических качеств и
совершенствования физической подготовленности обучающихся, привития навыков ЗОЖ.
Большая часть занятий предусмотрена на свежем воздухе на основе имеющейся
материально-технической базы школы: стадион, лыжня, спортивный городок и др.
В учебном плане должны быть указаны сроки и формы промежуточной аттестации
по всем учебным предметам, соответствующие локальному нормативному акту
общеобразовательной организации (ч. 2 ст. 30 Закона N2 273-ФЗ) для 5-9 классов. В
соответствии с п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ проведение промежуточной аттестации
обучающихся является компетенцией общеобразовательной организации. Описание форм
промежуточной аттестации обучающихся должно соответствовать планируемым
результатам предметов, курсов, модулей и проводится в формах и порядке,
установленными локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Обязательным условием является возможность оценки динамики достижений
обучающихся.
В связи с переходом на обновленный ФГОС ООО и ФОП ООО в 8-9 классах,
необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования (переходный период)
по математике. Программой учебного предмета «Математика» и федеральным учебным
планом, как в рамках базового уровня, так и углубленного уровня, предусмотрено
введение в 7-9 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика». ФОП ООО
определено введение данного курса с выделением соответствующего для изучения
учебного времени начиная с 7 класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС
основного общего образования учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного
курса «Вероятность и статистика» целесообразно организовать за счет часов учебного
курса «Алгебра», для чего следует добавить в него вероятностно-статистическое

содержание, предусмотренное программой к изучению в предшествующие годы обучения,
а также добавить один час в учебный план.
При этом в учебном плане образовательной организации, а также при ведении
классного журнала в 7-9 классах указывается наименование конкретного учебного курса
«Алгебра», «Геометрия» или «Вероятность и статистика», а при выставлении итоговой
оценки в аттестат указывается наименование учебного предмета «Математика» и
проставляется оценка как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным
курсам и экзаменационной отметки выпускника.
Для реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в учебном курсе
«История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе
увеличилось на 14 учебных часов, в связи с введенным модулем предусматривает 2,5
часа на изучение учебного предмета «История» в 9 классе.
Преподавание предмета «История» - в виде целостного последовательного
учебного курса, изучаемого за счёт части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией,
включающей, в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие
удовлетворение
различных
интересов,
обучающихся
(рекомендуемый объём – 14 учебных часов) (таблица 2).
Таблица 2 «Структура и последовательность изучения модуля как целостного
учебного курса:
Примерное
№ Темы курса
количество часов
1 Введение
1
2 Российская революция 1917—1922 гг.
3
2 Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
4
3 Распад СССР. Становление новой России (1992-1999
2
гг.)
4 Возрождение страны с 2000-х гг. Воссоединение
3
Крыма с Россией
5 Итоговое повторение
1
С 2023/24 учебного года поэтапно вводится изучение учебного предмета «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» с 5 по 9 классы, что необходимо
предусмотреть в учебном плане 5-х классов (пп.31.1, а.9 ФГОС ООО). В 2022-2023
учебном году в образовательной организации реализовывалось преподавание в 5 классе
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в 2023 –
2024 предусмотрено в учебном плане 6 класса один час в неделю в рамках внеурочной
деятельности на освоение образовательной программы по учебному предмету «Основы
духовно-нравственной культуры

Формы проведения промежуточной аттестации
предмет
Русский язык
Литература
Иностранный
язык
Математика
(Алгебра)
История
Обществозна
ние
География
Физика

5 класс

6 класс

7 класс

диктант

Диктант

Изложение

тест
Тест
Контрольная Контрольная
работа
работа
контрольная контрольная
работа
работа
тест
Тест
Тест
Тест

Тест
Контрольная
работа
контрольная
работа
тест

8 класс
Работа в
форме ОГЭ
Тест
Контрольная
работа
контрольная
работа
тест

тест

тест

проект
проект
проект

Проект
Проект
Проект

тест
проект
проект
проект

тест
Контрольная
работа
Контрольная
работа
тест
проект
проект
проект

уровень
физической
подготовлен
ности

уровень
физической
подготовленн
ости

уровень
физической
подготовленн
ости

уровень
физической
подготовленн
ости

Тест

тест
Контрольная
работа

Химия
Биология
Музыка
ИЗО
Технология
Физическая
культура

9 класс
Работа в
форме ОГЭ
Сочинение
Контрольн
ая работа
Работа в
форме ОГЭ
тест
тест
тест
Контрольн
ая работа
Контрольн
ая работа
тест
проект
проект
проект
уровень
физическо
й
подготовле
нности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».