Учебный план начального образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торбеевская основная общеобразовательная школа
Первомайского района

Учебный план начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
в МБОУ Торбеевской ООШ,
реализующей обновленный ФГОС начального общего
образования

д. Крутоложное
2023-2024 год

Пояснительная записка
к учебному плану начального общего образования на 2023-2024
учебный год, реализующему обновленный ФГОС начального общего
образования
Учебный план образовательных организаций, реализующих ООП НОО (далее - учебный
план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного
материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной
деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счет учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования
реализуется через возможность формирования программ начального общего образования
различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Согласно ФГОС НОО, объем обязательной части программы начального общего
образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных
отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объема.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при
этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать
действующим санитарным правилам и нормативам.
В 2023-2024 учебном году разработка основной образовательной программы начального
общего образования (далее — ООП НОО) осуществляется в соответствии со следующими
основными федеральными нормативными и методическими документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955).
3.
Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (на данный момент
находится в работе новый проект ФОП НОО, включающий изменения в содержательной части).
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».

Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
7.
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
8.
Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
9.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации,
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении
Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов
освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
10.
Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.08.2022 № 69822).
11.
Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных
общеобразовательных программ».
12.
Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Информацией
о
введении
федеральных
основных
общеобразовательных программ»).
13.
Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования»).
14.
Письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 № ТВ-1517/03 «О направлении
информации» (вместе с «Ответами на наиболее частые вопросы, возникающие на
региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации при введении
обновленных ФГОС НОО и ООО»).
15.
Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего
образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных
и региональных процедурах оценки качества образования, подготовленные Федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических
измерений» и размещенные на сайте https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatoryoko
Срок обучения по ООП НОО составляет не более четырех лет.
Реализация обновленного ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения России
от 31 мая 2021 г. № 286, осуществляется в общеобразовательных организациях Томской
области с 1 сентября 2022 г. в 1 - 4 классах.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам начального
общего образования применяется федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598).
При организации деятельности обучающихся с ОВЗ в МБОУ Торбеевской ООШ
разработана адаптированная программа начального
общего образования (несколько) в

6.

соответствии с выше указанным ФГОС и федеральной
адаптированной программой
начального общего образования (утвержденную Приказом Минпросвещения России от 24
ноября 2022 г. № 1023), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 соответственно.
Согласно ч.6.3. ст.6 273-ФЗ, при разработке основной общеобразовательной программы
Торбеевская школа предусматривает непосредственное применение при реализации
обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных
рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и
"Окружающий мир".
МБОУ Торбеевская ООШ:
1)
непосредственно применяет при реализации основных общеобразовательных
программ федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусматривает
применение федерального учебного плана, и федеральные рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей);
2)
реализовывает основные общеобразовательные программы, как самостоятельно,
так и посредством сетевых форм их реализации (ч. 3 ст.13).
3)
использует различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, применение ЭОР. (ч. 2 ст.13)
4)
определяет содержание образования, осуществляет выбор образовательных
технологий, а также выбор учебно-методического обеспечения, если иное не установлено
Федеральным законом (ст.28).
5)
применяет форму организации образовательной деятельности, основанную на
модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения
учебных планов, использование соответствующих образовательных технологий (ч. 3 ст.13)
З) использует ресурсы нескольких организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, включая иностранные, а также при необходимости - ресурсы иных организаций
(научных организаций, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурноспортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления
образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе) в сетевой
форме (ч. 1 ст. 15);
4)
разрабатывает индивидуальные учебные планы и распределять объем нагрузки в
зависимости от продолжительности обучения, числа учебных недель в году.
В МБОУ Торбеевской ОШ проведены организационные мероприятия по формированию
учебного плана общеобразовательной организации, которые включали в себя: анализ и оценку
ресурсного обеспечения общеобразовательной организации (наличия квалифицированных
кадров, материально-технической базы, учебно-методического обеспечения); учет запроса
обучающихся и их родителей (законных представителей) на получение углубленного
образования по отдельным предметам или обучения по индивидуальным учебным планам;
запрос на изучение родного языка (чтения на родном языке) выбор родителей/законных
представителей курсов ОРКиСЭ и курсов внеурочной деятельности.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области,
учебные предметы (учебные модули):
Предметные области
Русский язык и литературное
чтение

Учебные предметы (учебные модули)
Русский язык,
Литературное чтение

Родной язык и литературное
Родной язык и (или) государственный язык
чтение на родном языке
республики Российской Федерации, Литературное
чтение на родном языке

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Обществознание
и
естествознание ("окружающий мир")

Окружающий мир

Основы религиозных культур и
Основы религиозных культур и светской
светской этики
этики: учебный модуль: "Основы православной
культуры"; учебный модуль: "Основы иудейской
культуры"; учебный модуль: "Основы буддийской
культуры"; учебный модуль: "Основы исламской
культуры";
учебный
модуль:
"Основы
религиозных культур народов России"; учебный
модуль: "Основы светской этики"
Искусство

Изобразительное искусство, Музыка

Технология

Технология

Физическая культура

Физическая культура

Учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная
литература» и «Второй иностранный язык» не будут включены в учебный план, так как
отсутствует поступление соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При изучении предметной области "Основы религиозных культур и светской этики"
выбор одного из учебных модулей "Основы православной культуры", "Основы исламской
культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы
религиозных культур народов России", "Основы светской этики" был осуществлен по
заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В 20232024 учебном году будет изучаться учебный модуль «Основы Православной культуры»
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углублённое изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей
в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы.
В учебном плане начального общего образования
предусмотрен третий час
физкультуры
для увеличения двигательной активности, развития физических качеств и
совершенствования физической подготовленности обучающихся, привития навыков ЗОЖ.
Большая часть занятий предусмотрена на свежем воздухе на основе имеющейся материальнотехнической базы школы: стадион, лыжня, спортивный городок и др. В четвертом классе
третий час физической культуры будет реализован через внеурочную деятельность.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может
составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной
учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.

При организации образовательного процесса Торбеевская школа предоставляет не менее
одного учебника или учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями,
входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего образования, необходимого
для освоения программы начального общего образования, на каждого обучающегося по
учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение,
иностранные языки, а также не менее одного учебника или учебного пособия в печатной или
электронной форме, необходимого для освоения программы начального общего образования,
на каждого обучающегося по иным учебным предметам (дисциплинам, курсам), входящим как
в обязательную часть учебного плана указанной программы, так и в часть, формируемую
участниками образовательных отношений (п.36 ФГОС НОО).

Федеральный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области

Учебные предметы/классы

Количество часов в Всего
неделю
I

II

III

IV

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и Основы религиозных культур и
светской этики
светской этики

-

-

1

1

Обязательная часть
Русский
чтение

язык

и

литературное Русский язык

Обществознание и естествознание
Окружающий мир
(Окружающий мир)

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура*

2

2

2

8

Итого:

20

22

22

23

87

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1

1

1

0

3

Физическая культура

1

1

Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего часов

693 782 782 782 3039

Искусство

Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными правилами и гигиеническими 21
нормативами

23

23

23

90

* Физическая культура во 2-3 классах проводится совместно. Третий час физической
культуры в 4 классе будет реализован через внеурочную деятельность.

В МБОУ Торбеевской ООШ 5 дневная учебная неделя для 1-4 классов.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и
более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к
учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе - 35 минут (сентябрь - декабрь), 40 минут (январь - май); в 2 - 4 классах - 40
минут.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3 классов, 2
часа - для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль
объема домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Обучение начальных классов происходит в две смены: первый класс в 1-ю смену, 2-3
классы во вторую смену, 4 класс в 1-ю смену.
Показатель

Класс
1

Смена обучения

2

3

4

Тольк
о 1-я смена

Максимально допустимая
аудиторная недельная нагрузка
(в академических часах) при 6-ти
дневной неделе

-

26

26

26

Максимально допустимая
аудиторная недельная нагрузка
(в академических часах) при 5-ти
дневной неделе

21

23

23

23

Максимально допустимый
недельный
объем
нагрузки
внеурочной деятельности (в
академических часах)

10

10

10

10

Объем
максимально
Не
допустимой
аудиторной более
нагрузки в течение дня (в уроков
академических часах)

не
4 более
уроков

не
5 более
уроков

Общий объем нагрузки в
4
течение дня (в академических уроков
и
часах)
один раз в
неделю 5
уроков за
счет урока
физической
культуры
Дневное расписание уроков

основ

5
уроков
и
один раз в
неделю 6
уроков за
счет урока
физической
культуры
основ

не более
5 5 уроков

5
уроков
и
один раз в
неделю 6
уроков за
счет урока
физической
культуры
основ

5 уроков
и один раз в
неделю
6
уроков за счет
урока
физической
культуры
основные

(трудность предметов)

ные
предметы
проводятся
на 2 - 3-х
уроках

ные
предметы
проводятся
на 2 - 3-х
уроках

ные
предметы
предметы проводятся на
проводятся 2 - 3-х уроках
на 2 - 3-х
уроках

Недельное
расписание
Наибольшее количество баллов за день по сумме
уроков (трудность предметов)
всех предметов должно приходиться на вторник и
(или) среду. В расписание уроков включаются
предметы, соответствующие наивысшему баллу по
шкале трудности либо со средним баллом и
наименьшим баллом по шкале трудности, но в
большем количестве, чем в остальные дни недели.
Чередование разных видов
Основные предметы (математика, русский и
деятельности
иностранный язык, природоведение, информатика)
чередовать с уроками музыки, изобразительного
искусства, труда, физической культуры
Учебный план МБОУ Торбеевской ООШ составлен на весь учебный год
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части
или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
в соответствии с порядком, установленным образовательной организации (Положение о
проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их
успеваемости).
Промежуточная аттестация обучающихся начальных классов – это установление уровня
достижения результатов освоения ими содержания учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), предусмотренных учебным планом образовательной организации в составе
основной образовательной программы начального общего образования. Промежуточная
аттестация проводится по всем предметам учебного плана в 1 – 4 классах.
Проведение промежуточной аттестации обучающихся регулируется в соответствии с
«Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» и с «Положением о системе оценивания
обучающихся».
Объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию обучающихся, определен
календарным учебным графиком образовательной организации на 2022-2023 учебный год.
Предельно допустимая недельная нагрузка соответствует санитарным требованиям.
Формы промежуточной аттестации:
Формы промежуточной аттестации

Периоды освоения ООП НОО
1
2
3
4
класс
класс
класс
класс

Русский язык
Контрольное списывание

V 1
ч

V 1
ч

Диктант с грамматическим заданием

V 2
ч

Словарный диктант

V 3
ч

V 1
ч

V 1
ч

Изложение

V 2

V 3

Комплексная контрольная работа

V 4
ч

(Литературное

V 3
ч

V 3
ч

V 4
ч

V 1
ч

ч

ч
Литературное чтение
чтение на родном языке)

V 2
ч

V 2
ч

V 4
ч

V 4
ч

Тематический тест

V 3
ч

Выразительное чтение

V 2
ч

V 4
ч

V 1
ч

V 3
ч

Эссе на основе художественного текста

V 2
ч

V 4
ч

V 1
ч
V 2
ч

V 3
ч

Выступление с сообщением

V 3
ч

V 4
ч

Иностранный язык
Словарный диктант

V 14ч

Перевод с иностранного языка на русский

V 14ч

V 14ч

Математика
Устный счет

V 2
ч

Решение задач

2ч

ч
Комплексная контрольная работа

V 2
ч

Проект
Комплексная контрольная работа

V 4
ч

V 12ч

V 3

V 12ч

V 3
ч

V 4
ч

V 3
ч

ч

ч
V 4

ч

2ч

V 4

V 1-

V 3

V 1-

V 3
ч

2ч

ч

V 1-

V 4
ч

V 14ч

2ч

ч

ч
Окружающий мир
Тематический тест

V 1-

V 3

V 4

V 14ч

4ч
V 1-

V 3

V 4
ч

V 3
ч

V 4
ч

V 4
ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».